Клиническая (медицинская) психология
Профессиональная переподготовка без/со специализацией от 2008 ак. часов
Требования к образованию:
Высшее психологическое образование
Срок обучения:
Форма обучения:
1 год – 14.10.2024-13.10.2025
2 года – 14.10.2024-13.10.2026
1 год – очно
2 года – очно-заочно
Информация о поступлении на программы
Вниманию поступающих
>>> Обращаем Ваше внимание на новые квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, а также к должностям специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2025 г.
Список документов
- заявление о зачислении;
- копию диплома о высшем психологическом образовании (с вкладышем) – (код специальности «37.хх.хх») или справку с места учебы;
- копию паспорта (первую страницу и страницу с регистрацией);
- копию СНИЛС;
- копию трудовой книжки (при наличии);
- согласие на обработку персональных данных.
Прием документов осуществляется в дистанционной форме по email: edu@bekhterev.online
В теме письма обязательно указать
«ПП_год поступления_Клиническая психология_специализация _1год/2года_Фамилия»
О программе
В системе подготовки клинических (медицинских) психологов большое внимание уделяется изучению современных методов психодиагностики, психологического обеспечения лечебно-диагностического процесса, психологической экспертизе и психологической интервенции (в том числе методов и методик психокоррекции и психотерапии). Помимо необходимой теоретической подготовки, психологи получают опыт практической работы с различными клиническими группами пациентов и супервизию под руководством опытных наставников.
«Клиническая (медицинская) психология»
2008 ак. часов
Очное обучение (Пн-Пт с 10:00 до 16:00/17:00)
Форма проведения: 9 месяцев очного обучения в течение учебного года. Занятия с октября до мая + один/два месяца очной практики (декабрь, июнь).
Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров
Осуществляется содействие в планировании диссертационного исследования. На программу могут быть зачислены специалисты с высшим психологическим образованием (код специальности «37.хх.хх»), получившим его на специальных факультетах по программам высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по клинической (медицинской) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.
Вступительные испытания не предполагаются.
2008 ак. часов
1-й учебный год:
1 очный цикл — 1 месяц (конец октября – середина ноября);
2 очный цикл — 1 месяц (конец февраля – март).2-й учебный год:
3 очный цикл — 1 месяц (конец ноября – середина декабря);
4 очный цикл — 1 месяц (конец марта – конец апреля).Практика – два месяца очно (январь-февраль, июнь). Вы можете пройти месяц практики на первом году обучения, месяц-на втором. Или оба на втором.
В очных циклах занятия проходят Пн-Пт с 10:00 до 16:00/17:00.Итоговая аттестация и защита диплома – с конца сентября по конец октября, согласно расписанию
Руководитель программы: к.п.н., доцент В.В. Бочаров
Программа состоит из 4 очных базовых («установочных», аудиторных) циклов по 144 часа, которые проводятся 2 раза в год весной – осенью, производственной практики на рабочем месте по индивидуальному графику, самостоятельной работы, преддипломной практики и итоговой сессии, которая проводится в октябре.
На программу могут быть зачислены специалисты с высшим психологическим образованием (код специальности «37.хх.хх»), получившим его на специальных факультетах по программам высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по клинической (медицинской) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование. Вступительные испытания не предполагаются.
Вступительные испытания не предполагаются.
«Клиническая (медицинская) психология» со специализацией по нейропсихологии
2780 ак. часов
Очное обучение (Пн-Пт с 10:00 до 16:00/17:00), есть циклы включающие занятия в субботу.
Форма проведения: 9 месяцев очного обучения в течение учебного года. Занятия с октября до мая + один/два месяца очной практики (декабрь, июнь).
Руководитель программы: к.п.н., доцент М.В. Вассерман
Модули программы:
- Нейропсихология в нейрореабилитации
- Нарушения речи и их коррекция в процессе реабилитации больных с повреждениями головного мозга
- Функциональная МРТ в нейрореабилитации
- Нейропсихология детского возраста
- Нейропсихологическая абилитация
- Нейропсихологическая диагностика когнитивных функций
Особое внимание программы направлено на формирование у обучающихся практических навыков нейропсихолога, которые совершенствуются в процессе практикумов и стажировок на рабочем месте в течение проведения циклов и модулей. Слушатели активно вовлекаются в лечебный процесс в полном объеме диагностических и реабилитационных мероприятий.
Обучение имеет практическую направленность, поэтому для участия в практических занятиях требуется наличие своего ноутбука.
На программу могут быть зачислены специалисты с высшим психологическим образованием (код специальности «37.хх.хх»), получившим его на специальных факультетах по программам высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по клинической (медицинской) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование.
Вступительные испытания не предполагаются.
2780 ак. часов
1-й учебный год
1 очный цикл — 1 месяц (конец октября – середина ноября);
2 очный цикл (1 цикл специализации) — 1 месяц (середина января – середина февраля);
3 очный цикл — 1 месяц (конец февраля – март);
4 очный цикл (2 цикл специализации) — 1 месяц (середина мая – начало июня).2-й учебный год:
5 очный цикл — 1 месяц (конец ноября – середина декабря);
6 очный цикл — 1 месяц (конец марта – конец апреля).
+ Практика – два месяца очно (январь-февраль, июнь)
В очных циклах занятия проходят Пн-Пт с 10:00 до 16:00/17:00, есть циклы включающие занятия в субботу.
Итоговая аттестация и защита диплома – с конца сентября по конец октября, согласно расписанию
Руководитель программы: к.п.н., доцент М.В. Вассерман
Программа состоит из 6 очных («установочных», аудиторных) циклов по 144 часа, производственной практики на рабочем месте по индивидуальному графику, самостоятельной работы, преддипломной практики и итоговой сессии, которая проводится в октябре. Помимо 4 базовых циклов, программа включает 2 специальных цикла углубленной подготовки по нейропсихологии.
На программу могут быть зачислены специалисты с высшим психологическим образованием (код специальности «37.хх.хх»), получившим его на специальных факультетах по программам высшего образования; дипломированные психологи со специализацией по клинической (медицинской) психологии; студенты последнего курса обучения, получающие высшее психологическое образование.
Вступительные испытания не предполагаются.
особенности нашей программы:
Базовая программа профессиональной переподготовки по специальности клиническая (медицинская) психология.
очная и очно-заочная форма подготовки (при очно-заочной форме подготовки — 4 очных цикла – блока, длительностью 144 академических часа каждый).
Руководитель программы: Бочаров Виктор Викторович,
ведущий научный сотрудник, руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, к.п.н., доцент.
Очный базовый цикл: Блок дисциплин общей клинической подготовки
Цикл предназначен для приобретения слушателями специальных теоретических базовых знаний, которые позволят сформировать практические навыки для решения профессиональных задач. На цикле обучающийся знакомится с основами психиатрии, неврологии, нейропсихологии, патопсихологии, всесторонне изучает клинические и психологические аспекты личности. На социально-психологическом тренинге формируются навыки индивидуального и группового межличностного контакта. Слушатели знакомятся с историей появления клинической психологической школы, у истоков которой стоял основатель ФГБУ НМИЦ ПН академик В.М. Бехтерев.
Очный базовый цикл: Диагностический блок
Цикл предназначен для детального изучения обучающимся навыков работы с использованием специальных методов психологической диагностики в клинике, в том числе проективных, методов диагностики развития в норме и при патологии, а также использования данных физиологических методов диагностики в психиатрии и неврологии, формированию навыков проведения дифференциальной диагностики, экспертной работы. Отдельный модуль цикла посвящен освоению методов медицинской статистики. На цикле в большом объеме представлен клинический материал – обучающиеся присутствуют на клинических разборах, имеют возможность самостоятельного обследования пациента с последующим обсуждением возникших вопросов на практических занятиях. Особое место в практикоориентированной подготовке слушателей к самостоятельной работе занимает курс психологической супервизии по результатам освоения психодиагностического блока. В данном случае супервизия понимается нами как профессиональная помощь психологу-слушателю со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его психодиагностической работы. Главная ее задача — помочь специалисту-психологу стать успешнее в практической работе с психодиагностически сложными пациентами различного профиля, развить его профессиональную компетентность. Особое внимание отводится ошибкам диагностики, связанным с неумелым проведением интервью и трудностями при анализе полученных данных, недостаточным знанием принципов клинико-психологической диагностики, невниманием к вербальной и невербальной информации от пациента. Таким образом, данный вид психологической супервизии представляет собой специфическую форму профессионально-педагогического сопровождения вхождения слушателя в профессию, выполняя практико-ориентированную функцию.
Очный базовый цикл: Блок дисциплин специальной клинической подготовки
Цикл предназначен для формирования у слушателей углубленных теоретический и клиничеких знаний в области детской психиатрии, наркологии, суицидологии, сексологии, геронтологии, психосоматики, частной психиатрии, клинической неврологии и психофармакологии, что позволит расширить и углубить практические умения и навыки, необходимые для дальнейшей подготовки по программе «Медицинская психология». Отдельный модуль программы посвящен клинической психологии детей и подростков, юридическим вопросам, возникающим при оказании психологической помощи. По результатам освоения данного цикла слушатели получают знания в области организационно-правовых аспектов деятельности медицинского психолога, навыки работы в различных областях пато- и нейропсихологии, психосоматики, детской, подростковой и геронтопсихиатрической клинике.
В основу данного цикла положен принцип личностно-ориентированного подхода в работе медицинского психолога, основанный на положениях теории отношений, сформулированной ведущими учеными СПб НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева и др.
Очный базовый цикл: Практикоориентированный цикл – психокоррекционная и психореабилитационная деятельность психолога
Цикл направлен на формирование навыков работы психолога в клинике пограничных нервно-психических расстройств, психологической профилактики и реабилитации больных с нервно-психическими заболеваниями и аддиктивной патологией. Особая роль в практической подготовке слушателей отводится навыкам психологического консультирования и психокоррекции в клинике, вопросам разрешения конфликтных ситуаций.
На цикле рассматриваются следующие темы:
- психосоциальная реабилитация в психиатрии;
- реабилитация в наркологии;
- нейрореабилитация в неврологии;
- основы психологической профилактики и реабилитации больных с
- нервно-психическими расстройствами;
- психологическое консультирование и психокоррекция в клинике;
- психологическая супервизия и балинтовские группы;
- медиация в медицине.
Кроме этого, обязательным в профессиональной подготовке клинических (медицинских) психологов в НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева является прохождение слушателями специального рефлексивно-психодинамического тренинга в течение двух недель. Данный тренинг специально разработан как вид профессионального тренинга для клинических (медицинских) психологов. Включённая в программу интенсивная тренинговая подготовка направлена на развитие навыков профессионального общения, решение конфликтных ситуаций и повышение социальной компетентности личности психолога. Основной целью тренинга является развитие способности к осознанию эмоциональных переживаний и объективации неосознаваемых мотивов взаимодействия, возникающих в интерперсональных отношениях. Наличие таких способностей позволит будущему специалисту в профессиональном общении контролировать внутренние тенденции, проявляющиеся в процессе межличностного взаимодействия, то есть отделять собственные эмоциональные переживания, неосознанные стремления и неразрешенные внутренние конфликты от переживаний, мотивов и проблем партнера по общению (пациента, клиента).
По результатам освоения программы различных видов психолого-терапевтического вмешательства в рамках практикоориентированного курса подготовки проводятся балинтовские группы, целью которых является помощь в осознании психологами ценности своих навыков межличностных отношений и понимании их границ, формирование направленного восприятия и понимания особенностей взаимодействия с пациентами, выявление «слепых пятен» в общении с ними. В рамках балинтовские группы проводится обсуждение различных аспектов взаимоотношений психологов с пациентами в контексте конкретных случаев.
Преподавание специальных дисциплин переподготовки осуществляется в форме лекционных, практических, лабораторных занятий, тренингов, супервизии и балинтовских групп. Также предполагается самостоятельная работа слушателей, в том числе с больными в рамках производственной практики, которая составляется по индивидуальному плану обучающегося.
Клиническая база:
В ходе производственной практики слушатели принимают активное участие в психодиагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работе на базе структурных подразделений Центра им. В.М. Бехтерева и других специализированных учреждений, предполагающей применение навыков психодиагностической и психокоррекционной работы, полученных в результате освоения теоретического курса.